Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в МБОУ Кормовская школа:
В течение многих лет в МБОУ Кормовская школа проводится комплексная систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, целью которой является создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и воспитания грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
В школе мы, проводим большую работу по обучению и воспитанию детей, связанную с правилами дорожного движения.
Эта работа включает в себя:
1. Учебный процесс.
- проведение занятий и бесед с обучающимися в рамках программ по ОБЖ, окружающего мира (на уроках мы объясняем, рассказываем, показываем как нужно вести себя на дороге, проигрываем различные ситуации)
- проведение учебных экскурсий;
- показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ.
2. Внеурочная деятельность.
- проведение тематических классных часов;
- беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися;
- участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, проводимых на районном уровне;
- участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых в рамках Всероссийской операции "Внимание - дети!"
- обсуждение с учащимися конкретных примеров дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних произошедших на территории города/района или области;
- проведение бесед с учащимися-нарушителями Правил дорожного движения;
- ведение журнала проведения инструктажей перед выходами в общественные места.
3. Информационное и материально-техническое обеспечение.
- программы, справочная и методическая литература: библиотека у каждого учителя, преподавателя ОБЖ;
- оформление и размещение стенда по безопасности дорожного движения, план-схемы безопасного подхода к образовательному учреждению, уголков по безопасности дорожного движения в начальной школе;
- наличие индивидуальных схем у учащихся начальной школы;
- инструктаж воспитателей, педагогов, классных руководителей на методических объединениях, совещаниях классных руководителей (воспитателей), педагогических советах;
Основным результатом работы нашего образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма можно считать: создание оптимальных условий для поддержания жизни в течение многих лет без дорожно-транспортного травматизма среди учащихся школы.
Причины детского травматизма на дорогах и меры профилактики.
Причины детского травматизма на дорогах: |
Меры профилактики ДТП: |
1. Внезапное появление на проезжей части |
|
1. Улица в глазах детей выглядит как площадка для игр: парапет, фонарные столбы, бордюры, на которые хочется взобраться и спрыгнуть. Дети бывают увлечены забавой, погружены в свой собственный мир и часто забывают о том, что им может грозить опасность. |
Формируйте устойчивый навык «Переключения на дорогу»: ребенок замедляет движение, останавливается, выдерживает паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону. Регулярно объясняйте детям, где можно играть. |
2. Настоящим бедствием для водителей стали дети на роликовых коньках и скейтбордах. Играя, дети выезжают на проезжую часть, потому что во дворах нет асфальтированных площадок. |
Нужно объяснить детям, что роликовые коньки и роликовые доски – это тоже виды транспорта и для них существуют особые правила. Надо показать, где они могут безопасно кататься. |
3. За время каникул, особенно летних, дети отвыкают от города. Требуется время, чтобы они адаптировались к новой обстановке на дорогах. |
Необходимо: - напомнить правила дорожного движения, рассказать о том, какие дома входят в микрорайон школы, о близлежащих улицах, о транспорте, который движется по ним и по дворовой территории; - назвать наиболее опасные места, места – «ловушки»; - показать безопасный путь в школу, магазин, спорт-школу; - пройти с ребенком по его ежедневному маршруту. |
4. Катание детей зимой с гор в сторону проезжей дороги. |
Объяснить о недопустимости катания на лыжах и санках с гор в сторону проезжей части. Необходимо показать безопасные места для катания. |
2. Нарушение детьми правил перехода улицы |
|
1. Переход перед близко идущим транспортом. 2. Переход улицы (дороги) в неустановленном месте. 3. Выход на проезжую часть из-за препятствия. 4. Переход проезжей части на красный свет. 5. Невнимательность при переходе улицы. 6. Прослушивание аудиоплеера, разговор по мобильному телефону. |
Необходимо показать места перехода улицы: - по подземным переходам; - по регулируемым пешеходным переходам (со светофором); - в местах, где на проезжей части имеется «зебра» или установлен знак «Пешеходный переход»; - если поблизости нет ни знака, ни «зебры», дорогу можно переходить на перекрестках дорог по линии тротуаров или обочин, убедившись в безопасности перехода; - вне города дорогу можно переходить только на тех участках, где она хорошо просматривается в обе стороны; -рекомендовать выключить аудиоплеер и прервать телефонный разговор при переходе улицы. |
3. Поведение взрослых, в том числе родителей, нарушающих правила дорожного движения. |
|
1. Когда ваш ребенок окажется на дороге один, он будет переходить проезжую часть так, как переходят её родители. |
Неукоснительно соблюдать правила дорожного движения самим взрослым, подавать пример детям, останавливать нарушителей. |
4. Нарушение правил поведения на проезжей части и в транспорте. |
|
1. Несоблюдение детьми Правил дорожного движения в группе на выезде, за пределами школы. |
При выезде групп детей на экскурсию, в поход дать инструктаж по Правилам дорожного движения, научить ребенка правильно двигаться по загородной дороге, переходить ее. Запрещается: - отвлекать водителя во время движения; - высовываться из окон, дверей, открывать их без разрешения водителя; - препятствовать закрытию дверей; - открывать двери во время движения. |
2. Выход за ограничительную линию в подземном вестибюле метро. |
Объяснить, что на станции метро много людей ожидает подхода поезда, в том числе с вещами, тележками. Люди передвигаются, могут случайно толкнуть стоящего на самом краю человека, и тот может упасть под колеса прибывающей электрички. |
3. Несвоевременный выход в образовательное учреждение. |
· Ребенок должен выйти в школу заранее, особенно если ему надо переходить проезжую часть. |
4. Хождение по проезжей части и игры на ней. |
Не допускать хождение и игры детей на проезжей части. |
5. Хождение по железнодорожным путям. |
Объяснить детям, к чему приводит несоблюдение правил безопасности на железных дорогах. Не допускать хождение детей по железнодорожным путям. |
6. Выход за ограничительную линию при ожидании подхода поезда. |
· Не разрешать детям в ожидании поезда заходить за ограничительную линию. |
7. Несоблюдение детьми правил проезда в городском транспорте. |
· Нелишне напомнить детям о том, что необходимо уступать место в транспорте пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам. |
5. Опасные погодные условия. |
|
1. Дождь. 2. Листопад. |
Объяснить детям, что в дождливое время года покрытие дорог скользкое, видимость ухудшается, тормозной путь автомобиля увеличивается. Самый опытный водитель не может мгновенно остановить транспорт, особенно на мокрой дороге. |
3. Туман. |
В туман видимость очень плохая, расстояние до предмета воспринимается дальше, а скорость транспорта кажется меньше, чем на самом деле. Прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по ней не движется автомобиль. |
4. Снегопад. 5. Гололед. |
В зимнее время стекла автомобилей покрываются изморозью, и водителям очень трудно наблюдать за дорогой. Сугробы сужают проезжую часть и затрудняют движение, на дорогах появляется ледяная корочка, наледь, которая также значительно увеличивает тормозной путь. В морозную погоду нельзя перебегать дорогу перед движущимся транспортом, нужно подождать, пока пройдет весь транспорт. |
6. Оттепель. |
Самая скользкая дорога в оттепель, во время нулевой температуры, когда на ней лежит лед или снег. Тормозной путь транспорта в 10 раз увеличивается и становится самым большим. На дороге появляется вода, а под ней лед, и дети могут упасть. Поэтому каждый шаг надо проверять, следить и за состоянием дороги, чтобы самому не упасть, и за транспортом, чтобы он не наехал на пешехода. Учить детей быть особенно внимательными в ненастные дни. Напоминать, что самая опасная дорога -в оттепель. |
7. Снижение обзора во время непогоды из-за зонта, капюшона, поднятого воротника. |
Открывать лицо при переходе улицы. |
6. Езда на велосипедах по проезжей части. |
|
1. Подростки любят «лихачить» на велосипедах, забывая обо всем. А ведь велосипед – это транспортное средство, которым надо уметь управлять почти так же, как автомобилем. Надо знать, как проехать перекресток, подать сигнал о повороте и т.д. На улице некогда раздумывать, решение надо принимать очень быстро, автоматически. |
- Не разрешать велосипедистам, не достигшим 14 лет, выезжать на проезжую часть. |
Рекомендации родителям по формированию навыков безопасного поведения детей на дороге.
Надежное поведение на дорогах обеспечивают только привычки, а их нельзя создать словами предостережения типа «будь осторожен» или « не перебегай проезжую часть». Только систематические, повседневные тренировки с постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, когда ребенка еще водят по улице за руку, - могут создать у него привычки.
Для этого целесообразно создавать у детей четыре вида навыков.
Виды навыков |
Приемы формирования навыка |
1. Навык наблюдения. Ребенок должен научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части, как «предметы опасные» или «предметы, скрывающие опасность». |
Многократно показывать с тротуара предметы, скрывающие или только что скрывшие движущийся автомобиль. У ребенка, собирающегося переходить проезжую часть при виде этих предметов должен возникать вопрос: «Что отвлекает мое внимание при переходе проезжей части?! Осторожно – могу не заметить опасность!» |
Пустынную улицу или улицу с нерегулярным и неинтенсивным движением транспорта ребенок должен научиться видеть как улицу обманчивую, потому что именно на таких улицах дети часто выходят на проезжую часть, не посмотрев по сторонам. Из двора или из-за перекрестка неожиданно может появиться транспорт. |
|
2. «Навык сопротивления» волнению и спешке. Когда ребенок спешит или взволнован, больше всего вероятность, что он забудет обо всем и будет действовать, не оглядевшись по сторонам. |
Тренировать ребенка личным примером родителей, неукоснительно выполняющих Правила дорожного движения. Учить не спешить и не волноваться при подходе к проезжей части. Учить говорить себе: «Не спеши, минута не поможет». |
3. Навык «переключения на проезжую часть». Тротуар отделен от проезжей части улицы узкой полосой бордюрного камня, являющейся границей между пешеходной зоной и проезжей частью. |
Учить замечать границу между проезжей частью и тротуаром: замедлять движение, останавливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону. |
4. Навык «переключения на самоконтроль». Ребенок в быту привык двигаться автоматически, на основе привычек: вижу – действую. Мысли в это время могут быть совершенно не связаны с движением. На проезжей части такое доверие навыкам недопустимо. Ребенок имеет ряд прочных навыков, использование которых на проезжей части смертельно опасно! |
Учить на проезжей части следить за собой, участвовать в дорожном движении, в оценке обстановки не только глазами, но и мыслями. Не отвлекаться 10-15 секунд, которые требуются для перехода проезжей части. |
Как тренировать навыки безопасного поведения на дороге.
Необходимые навыки надо неустанно, ежедневно тренировать.
1. Разберите вместе с ребенком типичные опасные дорожные ситуации.
2. Объясните, почему в первый момент ему показалось, что ситуация безопасная, в чем он ошибся.
3. Закрепите знания рисунками.
4. Разыграйте ситуации на макете с игрушками.
5. Во время каждой прогулки с детьми, поездке с ними по делам, в гости, за город и т.п. учите их:
- наблюдать за улицей и транспортом;
- анализировать встречающиеся дорожные ситуации;
- видеть в них опасные элементы;
- безошибочно действовать в различных обстоятельствах.
Рекомендации родителям по созданию безопасного маршрута.
1. Вместе с ребенком пройти по безопасному кратчайшему маршруту до школы (спортшколы, музыкальной школы, дома творчества, магазина), обсудив места, требующие повышенного внимания (места – «ловушки») и ситуации – «ловушки».
2. Обязательно обсудить, каким маршрутом в школу (магазин, дом творчества) идти нельзя.
3. Дома вместе с ребенком составить схему рекомендуемого маршрута и описание к ней.
4. Пройти маршрут вместе с ребенком повторно, попросив его объяснить взрослому, как правильно поступать в том или ином случае.
5. Регулярно тренировать внимание ребенка, превращая его знания в навыки поведения.
Ситуации – «ловушки» Ситуации – «ловушки» |
Рекомендации |
Закрытый обзор 1. Стоящая машина. 2. Кусты, деревья. 3. Забор. 4. Близко расположенный дом (ларек). 60 % общего числа несчастных случаев с детьми происходит из-за того, что они выбегают на дорогу из-за машин и других помех обзору. |
Научить никогда не выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет. Только в этом случае переходить дорогу. Не торопиться. Пропустить автобус, он закрывает обзор. |
Отвлечение внимания 1. Проезжающая машина может скрывать автомобиль, идущий на большой скорости в том же направлении. 2. Проезжающая машина может скрывать Встречную. 20% общего числа несчастных случаев с детьми на дороге происходит потому, что ребенок сконцентрировал все свое внимание на проезжающем автомобиле или другом интересующим его предмете и не замечает приближающийся сбоку автомобиль. |
Учить замечать транспорт, двигающийся сбоку, предвидеть скрытую опасность. |
«Пустынная улица» 10% общего числа несчастных случаев с детьми происходит на улицах, где автомобили появляются редко, дети выбегают на дорогу, не осмотрев ее. |
Научить детей всегда останавливаться перед выходом на дорогу. Не выбегать и не выходить на улицу, не осмотревшись. |
Середина улицы 2% общего числа несчастных случаев на дороге происходит, когда дети, стоя на осевой линии, не замечают транспорта за спиной. |
Учить ребенка наблюдать за дорожной обстановкой слева и справа, когда он стоит на осевой линии. |
Родители с детьми Родители не умеют крепко держать ребенка за руку, не учат его замечать опасность. |
На улице крепко держать ребенка за руку. |
Места – «ловушки».
Места – «ловушки» – это места, где наиболее вероятно могут произойти дорожно-транспортные происшествия.
Места – «ловушки» |
Рекомендации детям |
Переход |
Если у тротуара стоят машины, не выходи из-за них, отойди подальше, чтобы был обзор. Пропусти едущую машину, подожди: не скрыта ли за проехавшей встречная. Осторожно: обзору улицы могут мешать деревья и кусты. |
Местный (внутридворовый) проезд |
При движении по проезду не отвлекайся, не беги, не разговаривай с приятелем. Здесь тротуар и дорога вместе. |
«Пустынная» улица |
Даже если не видно машин, приостановись, осмотрись и переходи шагом. |
Улица с интенсивным движением |
Такую улицу безопаснее переходить только по обозначенным пешеходным переходам. |
Дом и прилегающая территория |
Обрати внимание на особенности улиц, внутриквартальных проездов, стоящие машины, места ограниченного обзора (домами, деревьями), остановки автобуса, игровые площадки рядом с дорогой. |
Остановка городского транспорта |
Внимание! Стоящий автобус может ограничивать обзор! Торговая палатка - еще одна «помеха обзору». |
Проезд в дворовую территорию |
При переходе остановись для наблюдения, как при переходе проезжей части: убедись, что из двора не выезжает машина. |
Регулируемый перекресток |
Всегда дождись зеленого сигнала светофора! Перед тем как переходить дорогу, убедись, что на твоем пути нет машин, поворачивающих под зеленую стрелку светофора. |
ШКОЛА и прилегающая территория |
Обрати внимание на особенности улиц, все места с ограниченным обзором, основные помехи обзору, основные маршруты перехода улиц детьми, идущими в школу и из нее. |
Уважаемые родители! Только зная Правила дорожного движения и хорошо ориентируясь в сложных ситуациях на улице, ваши дети будут находиться в меньшей опасности, и вы, в первую очередь, должны помочь им в этом. Как в сложной обстановке на дороге должен поступить водитель, а как пешеход? Увы, чаще всего в семье обращаются к этой теме только тогда, когда уже свершился факт дорожно-транспортного происшествия. Так давайте же сделаем все возможное, чтобы не допустить трагедии.