Суббота, 04.05.2024, 00:37
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Кормовская школа

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 56
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ОРКСЭ

О комплексном курсе

"Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ)

Доклад  на тему:

«Анализ преподавания предмета ОРКСЭ.

Проблемы и трудности и способы их решения (из опыта работы)»

Добрый день, уважаемые коллеги!  Очень рада, что сегодня нам с вами представилась такая возможность: поговорить об актуальных проблемах преподавания курса ОРКСЭ.  Конечно, проблемы есть у всех, а как иначе. Нет проблем у того, кто не работает, а у работающих их хоть отбавляй. Считаю, что именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, уважения к человеку, достоинства и вырабатывается нравственный иммунитет.

 На основании поручения Президента РФ от 02.08.2009г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. №84-р «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 г.» в нашей школе была создана необходимая нормативно-правовая и организационная база для введения курса ОРКСЭ. Обеспечены условия для свободного выбора родителями при согласии детей модулей курса.

Курс не является религиозным, а носит культурологический и воспитательный характер, позволяет воспитывать у учащихся такие качества как гражданственность, патриотизм, любовь к Родине, семье, соотечественникам и согражданам.

Учебный курс ОРКСЭ является целостной учебно-воспитательной систе­мой. Все его модули согласуются между собой по педагогичес­ким целям, задачам, требованиям к результатам освоения учеб­ного содержания. Одна из идеологических целостностей преподавания курса ОРКСЭ предполагает ориентацию на "портрет выпускника начальной школы".

"Портрет выпускника начальной школы" представляет собой обобщённые личностные качества младшего подростка. Согласно ФГОС второго поколения, выпускник начальной школы:

· любит свой народ, свой край и свою Родину;

· уважает и принимает ценности семьи и общества;

· любознателен, активно и заинтересованно познаёт мир;

· владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности;

· готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

· доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

· выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Для реализации данных  педагогичес­ких целей  и задач  я, для преподания данного курса, своевременно прошла курсы повышения квалификации.

В  МБОУ Кормовская школа  родителями и учениками на протяжении 5 лет выбирался модуль   «Основы светской этики» ( с 2014 г. по 2019г.). 

 В 2019 году родители вновь выбрали модуль «Основы светской этики»  (протокол родительского собрания, заявления родителей имеются). В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом курс ОРКСЭ изучается в объеме 34 часов в 4 классе по одному часу в неделю.

 В федеральном перечне учебников рекомендовано по каждому модулю несколько авторских учебников. Для ведения курса ОРКСЭ в нашей школе были выбраны следующие учебники:

.Учебник А.Я.Данилюк «Основы светской этики» 4-5 класс. Изд-во «Просвещение» 2012г.

Содержательные задания и иллюстрации в электронном приложении к учебникам и сами учебники вызывают большой интерес у детей.

Дети с удовольствием посещают занятия и проявляют активность на уроках, материал курса расширяет кругозор детей, учащиеся на каждом уроке получают большое количество ценной информации.

Но, тем не менее, я столкнулась с рядом проблем. В книге для учителя мало материала, непосредственно направляющего к разработкам уроков. Хотелось  бы иметь под рукой такую книгу, которая помогала бы учителю при составлении конспектов. Приходится использовать различные справочники, энциклопедии, что отнимает очень много времени.

            Вместе с тем хорошую помощь и поддержку при подготовке к урокам оказывают материалы, разработки  уроков размещенные  на интернет- сайтах.

 Мною используются различные формы и виды организации учебной деятельности, сочетая различные методы обучения: словесные, наглядные, проблемно- поисковые, метод самостоятельной работы. Я часто использую  работу в парах, группах, учитывая личностные характеристики школьников, степень развития их умений, степень заинтересованности, уровень самостоятельности. На каждом уроке использую информационно - коммуникационные технологии (презентации, видеоролики, ) т.к. иллюстративного материала и информации в учебнике недостаточно, к тому же презентации развивают зрительную память и учебный материал лучше усваивается.

Мои основные принципы в преподавании данного курса следующие:

1) в центре обсуждения должна быть понятная проблемная ситуация;

2) высказаться может каждый;

3) нет неправильных мнений;

4) надо доказать свою точку зрения;

5) в ходе обсуждения ребёнок имеет право поменять свою точку зрения.

Сегодня я хочу остановиться на своём опыте, на одном направлении организации дискуссии. Я считаю, что это один из эффективных способов.

Что я наблюдаю на уроке? Дети много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали.

Безотметочная система не ограничивает детей. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Чтобы владеть информацией, приходилось обращаться к дополнительным справочникам. Возможность свободного общения с родителями через изучение курса по основным моментам воспитания: нравственность, мораль.

Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый и преподается он в начальной школе. Очень важно учесть возрастные особенности ребят. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Диалог с детьми я стараюсь строить через реализацию их активности, инициативы, самостоятельности. Ребёнок должен чувствовать, что его опыт (в семье, на улице, в школе) важен, интересен. И неважно: положительный это опыт или отрицательный.

В процессе таких дискуссий каждый высказывал ценностные суждения, выдвигал собственное обоснование норм действия, делился своими представлениями о добре и зле, о правильном и неправильном. Этому способствовали и совместные игры, групповые задания, творческие работы. Я заметила, что даже самые робкие, неуспешные дети, раскрывались, так как  речь шла об обычных ситуациях, которые случались в их жизни, или свидетелями которых они были.

Хочу привести примеры заданий, которые я использую на уроках «Основы светской этики».

  1. Для закрепление изученных терминов можно предлагать ребятам филворд, это задание немного легче кроссворда и дети с удовольствием находят знакомые слова, соревнуются – кто быстрей найдет.

2. Для закрепления изученных понятий использую кроссворды.

3. При проверке домашнего задания предлагаю ребятам найти соответствие между термином и его определением, термином и религией. Этот вид работы представлен в электронном пособии к учебнику. Это задание можно предложить как на интерактивной доске, так и на карточках.

4.При проверке домашнего задания или  при подведении итогов урока предлагаю ребятам самим выбрать задание и рассказать о нём все, что знают. Это задание дает возможность обобщить полученные знания, расширяет кругозор, пополняет словарный запас, учит монологическим высказываниям.  А также создает ситуацию успеха, ведь дети выбирают те слова, которые хорошо помнят и не боятся ошибиться.

5.Для подведения итогов или домашнего задания предлагаю тесты. Это и самостоятельная работа, где дети учатся использовать накопленные знания и учатся пользоваться записями в тетрадях.

 

Полная версия доклада в формате *.doc

 

Анкета для родителей, педагогов и обучающихся:

 

Анкета для родителей обучающихся 4 классов «Мой новый предмет»

Уважаемые родители, ваш ребенок изучает учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Нам очень важно ваше мнение. Ответьте на несколько вопросов.

 ( Ваш ответ отмечаете символом «+»)

1.Как Вы относитесь к введению в учебный процесс школ нового курса?

 

Положительно

Скорее положительно

Безразлично

Скорее отрицательно

Отрицательно

 

2.В чем Вы видите положительное значение введения курса?

Расширение кругозора детей

Духовное и культурное развитие детей

Формирование уважительного отношения к различным религиям

Повышение нравственности детей

Формирование уважительного отношения к старшим

Формирование ценности здорового образа жизни

Формирование патриотизма и гражданской солидарности

Снижение уровня преступности, наркомании в подростковой среде

Другое________________________________________________________________________

3. По Вашему мнению, носит ли воспитательный, нравственно-развивающий характер модуль курса?

 

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

нет

 

4. Хотели бы вы, чтобы курс ОРКСЭ продолжал изучаться?

 

Да

Нет

Не знаю

 

  1. Нравится ли Вашему ребенку изучаемый модуль курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) ?

 

Да

Нет

 

6. Хотел бы Ваш ребёнок изучать ещё какой-нибудь модуль курса?

 

Да

Нет

 

7. Обсуждает ли ребёнок с Вами темы, изученные на уроках по выбранному модулю учебного курса?

 

Да

Нет

 

8. Появилось ли у Вашего ребёнка желание узнать больше по данному курсу?

 

Да

Нет

 

9. Оправдываются ли Ваши ожидания от изучения ребёнком курса ОРКСЭ?

 

Да

Нет


10. Имеете ли Вы особое мнение по вопросу введения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»? Какое?

Скачать в формате *.doc

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024